Скажи страху "Идинаху!"

Ольга Рукина. Скажи страху "Идинаху!"

English version

Индийский бог с человеческим телом и головой слона. Особенный бог внутри каждого из нас: он воплощает мудрость, полученную после прохождения сквозь наши самые ложные и мрачные установки. Поэтому не говори Ганеше, насколько велики твои страхи. Лучше скажи своим страхам, насколько велик твой внутренний Ганеша.

Творческий человек – такой же человек, как и все остальные. И он точно также боится не понравиться, дать маху или пропустить хорошую возможность. У кого из тех, кто создает, ни разу не тряслась рука перед белым листом бумаги? Кто, перед отправкой макета заказчику, не крестился трижды, чтобы все было нормально? Кого не бил тремор перед своей самой первой выставкой, на которую еще и бывший пришел вместе со своей новой подружкой-журналисткой? Творческие люди боятся точно так же, как и все остальные. Возможно, даже больше, ведь полет фантазии способен взрастить проблему размером с бога там, где, на самом деле внутренний бог гораздо больше и могущественнее этой раздутой проблемы.

Никому не понравится то, что я сделал.
Распространенный страх. Навязанное убежденье в голове. Я очень долго жила на природе, а потом мне необходимо было вернуться в город. Я села в вагон метро на конечной станции и начала по привычке глазеть на окружающих. От остановки к остановке количество людей в вагоне, как и их разнообразие, увеличивалось. Это были представители очень многих национальностей и возрастов. Все – разные, словно в этом одном вагоне собрались представители всех уголков мира. И вдруг, совершенно внезапно, я подумала, что им – ВСЕМ – совершенно все равно, кто я и что делаю. Если, конечно, это не что-то экстраординарное, взбудоражившее собой порядок в вагоне. Что миру вцелом в лице всех этих людей все равно: худая я или толста, богатая или бедная, хорошо ли я готовлю или нет, классно ли я прорисовала контур в своем рисунке или не очень. Миру все равно на все эти подробности. Ему все равно. И от этого я получаю такую свободу в реализации, которой лично у меня не было бы, если бы весь этот вагон смотрел на меня, не отрываясь и ожидая каких-нибудь действий.

Далее я подумала о том, как часто я сталкивалась с критикой того, что я делаю, с неприятием, с открытым «наездом» на свои работы. И по моим подсчетам это произошло всего пару раз, а большинство тех, кого я знаю или кому показывала свои иллюстрации из незнакомых людей – поддерживали их и выражали положительные эмоции от увиденного.

В этой очень короткой поездке в вагоне, которая заняла у меня примерно 15 минут, я поняла, что не смогу понравится всем, не смогу их всех заставить полюбить меня и, тем более, круглосуточно обо мне думать или одобрять каждый мой шаг. Продолжительность этой поездки, умноженная на количество людей заполнивших вагон, дала мне какое-то очень странное понимание того, что людей в мире – много, а я – одна, и времени у меня, по меркам Вселенной, крайне мало. Поэтому переживать на тему «а вдруг кому-то не понравится моя работа» не стоит. Кроме тех случаев, когда эти – очень конкретные люди – мои заказчики, и платят мне деньги за то, чтобы моя работа была такой, которая бы им понравилась. Также, помимо заказчиков, среди тех, кому ДОЛЖНО нравится то, что я делаю, есть еще один человек. И он смотрит на меня каждый раз, когда я подхожу к зеркалу… J

Получается плохо и не факт, что я смогу все сделать идеально.
Наверное, этой «болезни» подвержены все творческие люди. И лекарством от нее является простая, как кружка с чаем, мысль – а идеально и не нужно. Потому, что идеально не будет никогда. А «действительно хорошо» – это уровень, к которому можно и нужно стремиться, которого реально достичь, обучаясь и воплощая в практику полученные знания.

На пути к достижению этого уровня, когда «не идеально, но действительно хорошо», мне очень помогает фраза, которую я услышала от мастера по макияжу. «Любой продукт можно заставить работать» – говорит человек, который может сделать свою работу как косметикой от люксового, так и бюджетного бренда, у которого руки растут из нужного места, а на плечах есть голова, которая отлично соображает. И во всем этом триединстве из правильно разместившихся органов получается мастерство, полученное с помощью опыта. Поэтому каждый раз, когда мне кажется, что я не смогу доделать свою работу, я всегда напоминаю себе, что любой продукт можно заставить работать. Любой рисунок или текст можно довести до ума и этот ум не обязательно должен быть без каких-то шероховатостей. Главное – это по-настоящему уделить своей работе внимание.

Надо делать то, что нравится людям.
В этом вагоне слишком много пассажиров. И у всех разное виденье того, что такое «красиво». Есть те, кому не нравится Мона Лиза, есть те, кто считает картины Баскии жуткой мазней, или те, для кого масло – единственный художественный материал, имеющий право на существование. Если сориентироваться на них всех, можно сойти с ума и впасть в кому рядом с холстом или планшетом. 

Этот страх подкармливается таким явлением, как социальные сети и одобрение окружения в виде лайков. Лайки приятны, восторженные или одобрительные возгласы – тоже, не скрою. Но иногда то, что нравится людям и то, что нравится делать самому автору, имеют разный вектор направленности. И тут очень важно быть честным с собой:

Что нравится лично мне? Что дает лично мне, как создателю работы, самое большое удовлетворение от процесса и результата? Что дает мне самую большую свободу и контроль над выражением идеи? Это, наверное, единственное, над чем реально стоит париться, часть пути поиска своего стиля и работы с ним, то, что имеет значение для психического здоровья и внутреннего комфорта того, кто создает.

Я не смогу продать то, что делаю.
Этот страх проистекает из темы: «У тебя ничего не получиться» и «Ты никому не нужен». Продать в наше время можно все, что угодно. Главное – это иметь ЖЕЛАНИЕ выйти к своему зрителю, иметь в наличии то, что ты хочешь продавать (услугу или конечное изделие) и вложиться (временем или деньгами) в маркетинг, тоесть в продвижение, убедив людей, что они не смогут спать, есть и дышать без твоих работ.

Современные средства продвижения, как-то социальные сети, нетворкинг, связи на рынке труда и так далее – очень круты и отлично работают, если у вас есть намеренье продавать себя, как производителя, автора или предоставляющего услуги мастера. Главное – это разобраться, как именно заниматься этими продажами и продвижением. Посмотрите на семейство Кардашьян. Они популярны исключительно благодаря маркетингу. Вся их жизнь построена на правильных методах продажи себя как продукта. Как и жизнь остальных популярных вещей, брендов, авторов и исполнителей в нашем веке. Реально всё. Главное – понять, как именно и кому необходимо себя «продавать». Если тебя не «покупают», это совершенно не означает, что у тебя нет таланта. Это означает, что ты пока что не сделал ничего, чтобы тебя «покупали».

Мне кажется, или страх и его обратная сторона - добытая мудрость - каким-то образом похожи и взаимосвязаны? Смотрим ближе.

Обратная сторона страха «никому не понравится» – «главное, чтобы это нравилось в первую очередь мне. Или тому, кто платит мне за работу деньги».

Обратная сторона страха «получается плохо и не факт, что я смогу сделать идеально» – «любой продукт можно заставить работать. Главное, довести начатое до ума и уделить ему достаточно времени, стремясь к реально достижимому уровню, где я делаю не идеально, но действительно хорошо».

Обратная сторона страха «надо делать то, что нравится людям» – «надо делать то, что нравится делать лично мне, ведь это мне, а не людям с этим жить и работать в дальнейшем».

Обратная сторона страха «я не смогу продать то, что делаю» – «продать можно все, что угодно. Главное иметь желание быть увиденным, иметь в наличии то, что ты хочешь продавать, определиться с ценой, изучить способы продажи и начать понемногу их пробовать на практике».

Не говори Ганеше, насколько велики твои страхи. Лучше скажи своим страхам, насколько велик твой внутренний Ганеша. Я желаю вам почувствовать вашу внутреннюю силу, поймать связь с вашей личной уверенностью и включить своего Ганешу на полную, чтобы преодолеть все трудности и достичь необходимого вам результата в творчестве. 

Автор иллюстрации и текста – Ольга Рукина.
Olga Rukina illustration / Instagram / Facebook

Комментарии

Популярные сообщения